Баннер
Баннер
 
 
 
 
Главная За гранью правового поля День Победы? Не, не слыхали
 
День Победы? Не, не слыхали

День Победы? Не, не слыхали

15.05.2014 г.   Дмитрий СМИРНОВ

Как в учебниках истории разных стран излагаются события Великой Отечественной

Одни могли не помнить, кто именно командовал Первым Белорусским фронтом, другие - за что Жуков получил третий орден Ленина, но ни у кого из выросших в Советском Союзе не возникало вопросов по поводу Дня Победы. Величия праздника со слезами на глазах не оспаривали даже самые завзятые враги строя.

Как выяснилось, к седьмому десятку лет со дня взятия Берлина, кроме России, о случившемся в мае 1945 года помнить хотят не многие. Во всяком случае, в школьных учебниках истории разных стран события конца Второй мировой войны искажены до неузнаваемости.

 

Победу отобрали и поделclip image001или.
Фото: Валентин ДРУЖИНИН

Украина: «Советско-германская война»

Последние события на Украине, разгул там национализма и неприкрытого фашизма заставили задуматься, как преподносят Великую Отечественную школьникам у наших соседей. Небольшой экскурс в учебные пособия на многое пролил свет.

Так, например, в учебнике истории Украины, написанном Сергеем Синило, даже само понятие «Великая Отечественная» заменено на «советско-германскую войну». И рассказ о ней начинается так: «На территории Западной Украины многие украинцы вначале встретили немцев приветливо - слишком свежи были в памяти зверства коммунистов. Члены ОУН начали формирование украинских органов власти».

Тех, кто сотрудничал с фашистами и воевал с ними бок о бок, украинские историки как минимум не осуждают:

«Во время Второй мировой войны украинцы оказались по разные стороны фронта. Они разделились даже не на две, а на три части. Одна из них пошла на службу к немцам. Однако нельзя их всех считать изменниками и предателями. Многими двигало желание отомстить советской власти за те преследования, которым они подверглись, за смерть своих близких, расстрелянных или погибших в сталинских лагерях, за погибших во время голодомора и коллективизации. Также западные украинцы, которые очень долго жили отдельно от СССР, восприняли вступление советских войск как то, чем оно и являлось, - как оккупацию. И поэтому они считали своим долгом бороться против советских оккупантов. Они шли служить в полицию. Кроме того, в 1943 году была сформирована дивизия СС «Галичина», которая состояла из украинцев. Многие из них погибли. Конечно, нельзя их прославлять как героев, но и делать из них злодеев тоже нельзя. Ведь преступники и негодяи были и в Советской армии».

Впрочем, героев на Украине не спешат делать и из тех, кто воевал с фашизмом. Оплевывая все, что связано с СССР и советским прошлым, современные украинские историки очерняют даже то, чем вроде бы можно только гордиться:

«Многие украинцы находились в партизанских отрядах. Однако многие из этих отрядов контролировали представители НКВД, и эти отряды действовали по их указке. Так, на Западной Украине советские партизаны вели провокационную и преступную деятельность. Печально известный российский разведчик Николай Кузнецов, убивая немецких офицеров, оставлял на месте убийства документы, которые должны были указывать на украинских националистов, в результате чего было расстреляно множество невинных граждан. Кузнецов, которого не смогли поймать немцы, был пойман украинскими националистами и казнен как преступник. Позже он вошел в состав советских лжегероев, таких как Зоя Космодемьянская, Павлик Морозов и другие».

Но, может быть, это просто один такой учебник, автор которого националист и русофоб? Возьмем другой - «История Украины», авторы Пометун Е. И., Гупан Н. Н.

 
clip image002 

«В августе 1943 г. состоялся III Чрезвычайный большой сбор ОУН(Б). Его участники приняли решения, провозгласив курс на борьбу против «московско-большевистского и немецкого ярма, за строительство Украинской самостийной соборной державы». В 1944 г. основным врагом в борьбе за будущую украинскую независимость определялась советская власть. В начале июня 1944 г. во Львове прошли переговоры между представителями УПА и вермахта по вопросам возможного сотрудничества в военной сфере. Стороны достигли компромисса, немцы согласились передать УПА оружие и боеприпасы, которые, отступая, они уже не способны были эвакуировать, а УПА обязалась предоставлять гитлеровцам разведывательные данные о советских войсках».

Главные герои глав про Великую Отечественную не те, кто сражался с гитлеровцами, освобождал Киев, Харьков, Львов, а украинские националисты.

Из обращения руководителя УПА Р. Шухевича к воинам: «Добиваться, чтобы ни одно село не признало советской власти. ОУН должна действовать так, чтобы все, кто признал советскую власть, были уничтожены. Не запугивать, а физически уничтожать! Не нужно бояться, что люди проклянут нас за жестокость».

Стоит ли удивляться, что выросшее на таких учебниках поколение украинцев, мягко говоря, недолюбливает Россию?

Беларусь: «Советская отчетность - вранье»

Белорусские историки стали инициаторами создания общего для всех постсоветских стран учебника истории Великой Отечественной. И большинство учебников Минска написаны так, как и должны быть написаны учебники народа, принесшего огромные жертвы ради общей победы. Хотя есть и такие, как «Краткий курс истории Беларуси» Анатоля Тараса. Автор очерняет даже такие, казалось бы, незыблемо важные для Белоруссии вещи, как партизанское движение:

clip image003 
 

«Цель рельсовой войны заключалась в том, чтобы во время сражения на Курской дуге германские войска были лишены доставки из тыла подкреплений, боеприпасов, техники, продовольствия. Увы! Если в июне немецкая группа армий «Центр» получила 1822 эшелона, то в июле - 2282, а в августе - 2159. Больше, чем в июне, когда рельсовой войны не было. Между тем, согласно донесениям из партизанских подразделений, уже не осталось рельсов, по которым могли двигаться немецкие поезда. Вот что такое советская «система отчетности» - всеобъемлющее вранье, не знающее границ».

И еще цитата: «Когда говорят, что во время войны погиб каждый четвертый белорус, это неправда. Партийные историки объединили с погибшими белорусами еврейскую часть населения, бойцов и командиров РККА, погибших на территории Белоруссии».

Казахстан: Война началась... 29 июня

Год назад в Казахстане разразился скандал. Сразу в двух выпущенных в разных издательствах учебниках неверно указали... дату начала Великой Отечественной. В одном она началась 26 июня, а в другом мир продержался аж на неделю дольше, чем на самом деле, - до 29 июня. Ошибки издатели объяснили невнимательностью: мол, не уследили, ничего страшного. 

Эстония: Немцы были веселыми и музыкальными

Прибалтийские страны никогда не отличались симпатиями к СССР, и Великая Отечественная для них в лучшем случае смена одной оккупации другой, как трактуют события лета 1941 года литовские учебники. В Эстонии шагнули еще дальше. Вот, например, «Поворотные моменты истории Эстонии», учебник для гимназий:

«Никогда ранее наш народ не относился к немецкому вторжению иначе как с решительностью выступить на защиту своей земли, однако когда Молотов дрожащим голосом сообщил о немецком нападении, эстонцы чувствовали все, кроме сочувствия. Наоборот, у многих появилась надежда. Население Эстонии воодушевленно приветствовало немецких солдат как освободителей».

В учебнике, написанном Лаури Вахтре, гитлеровские солдаты вообще описываются как милейшие люди:

«Русские солдаты вызывали у среднего эстонца неприязнь. Эти люди были бедными, плохо одетыми, крайне подозрительными, в то же время часто очень претенциозными. Немцы были эстонцам привычнее. Они были веселыми и увлекающимися музыкой, из мест, где они собирались, доносился смех и игра на музыкальных инструментах».

США: Фашисты сокрушены за полгода

 clip image004
 

Такое событие, как Вторая мировая война, американцев практически не интересует. Например, в учебнике для седьмого класса под названием «История нашего мира» ей посвящен всего один абзац: «Вслед за кампаниями в Северной Африке и Италии союзники открыли западный фронт против ослабленных немцев.

6 июня 1944 года корабли союзников высадили 156 000 солдат в Нормандии, северном побережье Франции. Высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. Через шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. Немецкая армия была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 года».

Италия: О капитуляции Гитлера умолчали

В Европе тоже участие советских солдат в Победе, мягко говоря, преуменьшается. Или того хуже. Во французском учебнике, написанном Карпантье, про СССР во Второй мировой вообще нет ни слова. Там долго рассказывается, насколько необходимо было капитулировать перед Гитлером, а потом освещена высадка союзников. И далее:

«Война против нацистской Германии продолжалась до ее капитуляции 8 мая. Де Голль постарался, чтобы Франция приняла участие в этой заключительной борьбе: добровольцы-французы были присоединены к частям из Англии и Северной Африки. Представители Франции присутствовали при капитуляции Германии, но их не пригласили на конференции великих держав в Ялте и Потсдаме».

Итальянцы над вопросом, кто там кого во Второй мировой победил, не задумываются вообще. В учебнике «История Италии» для школьников на пяти страницах описывается союз с Германией со всех сторон, затем злоключения Муссолини и его чудесное спасение, потом немцы ушли и сразу пришли американцы, началась повторная оккупация и послевоенное восстановление. А чем что закончилось в Берлине, в Италии не особо в курсе дела.

А вот в Испании даже знают нескольких наших маршалов, хотя представления о советской тактике у испанцев своеобразные.

«Гитлер верил, что основная цель предстоящего советского наступления была на юге, недалеко от Праги, а не в Берлине, и он послал туда последние резервы.  Войска Жукова ударили по центру обороны Берлина и переправились через реку Одер, но были задержаны из-за отчаянного сопротивления Зееловских высот. Конев пересек реку Одер с юга и обнаружил, что мог атаковать столицу, но Сталин приказал прикрывать Жукова с флангов и не трогать Берлин».

А что же Германия?

К кому нет претензий, так это к немцам. Признав после войны, что виноваты в случившемся, они с немецкой обязательностью держались выбранной линии. И единственное, что себе позволяет Германия, - намекать, что за 70 лет уже подустала от постоянного комплекса вины. И вспоминать, что противники тоже были не паиньками, когда стирали бомбардировками с лица земли целые города без особой надобности.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Академик Александр ЧУБАРЬЯН: Большой соблазн использовать историю для политической борьбы

- К истории сейчас большой интерес со стороны обычных людей, которые ищут ответы на вопросы своего сегодняшнего бытия, - говорит доктор исторических наук, академик РАН, директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян. - И хотя мы и говорим, что история не идеологическая наука, она, конечно, очень связана с идеологией. И с большим соблазном для политических элит использовать исторические события в современной борьбе. Это сегодня происходит во многих странах.

Давайте возьмем один острый вопрос. Как происходило формирование российского многонационального государства? Как вошли в состав Российской империи Армения, Грузия? Это сейчас предмет острых политических дискуссий. Грузины очень жестко отрицают добровольность присоединения Грузии к России. То же самое во многих республиках Средней Азии, Центральной Азии.

- Проблема переписывания учебников под политическую линию есть везде?

- В Европе сильный общественный контроль. Во Франции года полтора назад вышла инструкция министерства образования - изъять из всех школьных учебников упоминание о французском колониализме. Такой патриотический раж. Профессура заявила протест и обратилась в конституционный суд, который признал это распоряжение незаконным.

- А возможно ли создать совместный учебник истории СНГ?

- Невозможно. Мы сейчас договорились, что сделаем общую книгу к юбилею Великой Отечественной войны, а Молдавия говорит, что она не участвовала в войне! У всех свои оценки.

Источник: http://www.kp.ru/daily/26231.3/3113213/

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Академик Александр Чубарьян: Созданы условия для единого учебника истории

Украинский кризис

Дмитрий СМИРНОВ

(20 Марта 2014 г., 01:00)

Радикалы устроили погром в офисе компартии в Киеве. Все, что было внутри, вытащили на улицу - громить и сжигать. Чтобы от истории ни флага, ни камня не осталось.

Фото: Оскар ЯНСОНС («КП» - Киев»)

Доктор исторических наук ответил «Комсомолке» сразу на множество накопившихся вопросов

Доктор исторических наук, академик РАН, директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян - не только один из крупнейших историков России, но и человек, в чьих руках в буквальном смысле история страны. Он возглавляет рабочую группу, которая создает сейчас единый учебник для российских школьников. Но история - дело широкое, поэтому приехавшему в гости к «Комсомолке» академику пришлось ответить сразу на множество накопившихся к исторической науке вопросов.

Когда появится новый учебник?

- Александр Оганович, концепция единого учебника истории утверждена, ее даже представили президенту. Теперь главный вопрос: когда у школьников появится сам учебник?

- Его надо еще написать - думаю, в 2015 году должен уже появиться.

- Почему вообще история рассматривается на таком уровне? Немыслимо же, чтобы президент участвовал, например, в создании учебника биологии. История - это политика?

- Вообще я первый раз вижу, чтобы президент страны занимался вопросами истории. Это, видимо, связано с тем, что история превратилась в общественный феномен в нашей стране. К ней очень большой интерес со стороны обычных людей, которые в истории ищут ответы на вопросы своего сегодняшнего бытия. Людям свойственно искать аналогии с теми же вопросами, которые стояли раньше. Хотя мы и говорим, что история не идеологическая наука, но, конечно, она очень связана с идеологией. И с большим соблазном для политических элит использовать исторические события в современной жизни. Это сегодня происходит во многих странах.

- Я понимаю, как можно использовать историю ближайших ста лет. Но, условно говоря, Рюрик, Иван Грозный… Какая же это политика?

- Давайте возьмем один острый вопрос. Как происходило формирование российского многонационального государства? Как вошли в состав Российской империи Армения, Грузия? Это сейчас предмет острых дискуссий. Грузинские историки очень жестко отрицают добровольность присоединения Грузии к России. То же самое у некоторых историков из республик Средней Азии, Центральной Азии. В своих учебниках они называют период, когда находились в составе Российской империи, колониальным периодом, мол, это было отношением между метрополией и колонией. Этот вопрос приобретает сегодня существенную остроту в наших отношениях со странами СНГ.

- Вот вроде как общеизвестное место - Киевская Русь, общие корни, днепровская купель и все остальное. Казалось бы, какие еще тут трактовки могут быть? Но они регулярно возникают, причем доходит до диких вещей.

- Это издержки идейной борьбы, которые я бы назвал спекуляциями и использованием истории для политических целей. В отношении происхождения Киевской Руси существует консенсус с академическими украинскими историками, что было три центра формирования Российского государства.

Раньше Павел был «сумасшедший», а сейчас - нормальный человек

- Да, увы, мы сталкиваемся с тем, что в канонических, казалось бы, формулах находятся возможности для разных трактовок. Хотя все равно существуют факты, от которых никуда не денешься. Например, что мы победили Наполеона в Отечественной войне. Меняются оценки. Когда-то, когда мы еще учились, у нас Павел Первый был почти сумасшедший. А сейчас это вполне нормальный, просвещенный, вменяемый политик и человек. Появляются новые интерпретации или оттенки, связанные даже с появлением новых документов.

- Когда будет совместный российско-украинский учебник, пособие?

- С Украиной мы решили каждый год-два издавать пособия для учителей. Выбираем по 10 тем для каждой книги и пишем либо совместные главы, либо разные.

Спонсировали ли немцы нашу революцию?

- Русско-немецкий труд должен выйти уже в ближайшее время, долго его создавали?

- Почти три года. Это результат успешной деятельности комиссии историков России и Германии. Первое заседание комиссии было в Берлине, и нас принимал Гельмут Коль. Я и не знал раньше, что он был учителем истории в молодости. Немцы предложили начать с XX века. Двадцать глав, из которых 15 совместно написаны: два автора, немецкий и российский.

- Расходитесь?

- Конечно. У нас есть разные трактовки событий, особенно касающиеся Польши и так далее. Я считаю полезным, что немецкий читатель узнает и российскую точку зрения, которую в Германии не так легко продвинуть.

- Что там сказано - спонсировали ли немцы революцию?

- Эта версия достаточно дискуссионная. Документы есть, но не такие прямые. То, что немцы были заинтересованы в поддержке Ленина как оппозиционной силы воюющей с ними державы, это точно. И то, что они давали деньги. Это тоже хорошо известно. Но я не сторонник понятия «спонсирование революции». Они поддерживали Ленина, но не это явилось причиной революции.

- А про начало Великой Оте­чественной войны?

- Этим кончается моя глава о пакте Молотова - Риббентропа. И немецкий автор пишет об этом. И потом мы дали довольно большой кусок в главе «Сталинград», что предшествовало началу войны. Сталинград - это кульминация, символ поражения Германии и победы Советского Союза.

Акунин не Суворов, пусть пишет еще

- Возможен ли совместный учебник истории СНГ?

- Это почти невозможная задача! Мы сейчас договорились, что сделаем общую книгу к юбилею Великой Отечественной войны! У них свои оценки! И они только формируют свою национальную идентичность. У них разные точки зрения на вхождение в Российскую империю и Советский Союз.

Белорусские историки взяли на себя труд, предложили концепцию книги к 70-летию Победы - о наших странах в Великой Отечественной войне. Это будет большое дело, если удастся реализовать этот проект.

clip image005- Когда вы берете учебник другой страны СНГ, бывают такие формулировки, что хочется за голову схватиться?

- Бывают. Даже если взять учебные пособия в республиках РФ, то возникает много вопросов и возражений. У нас ведь есть так называемая региональная история и есть такие республиканские добавления к учебнику, которые расходятся с федеральными учебниками.

- Сейчас очень многим хочется писать свои учебники истории. Последний из примеров - Борис Акунин.

- Я терпимо отношусь к этому, считаю, что историческая беллетристика - это полезно. Очень часто в книгах по истории многое не соответствует действительности, профессиональные историки говорят об искажениях, но это не страшно. Историческая беллетристика нужна для популяризации истории. Хуже то, что в России появилось много другой литературы. Скажем, «Новая хронология» Фоменко или Суворов.

- Суворову так ничего и не противопоставили. Книги, которые вышли в серии «Антисуворов», читать невозможно.

- У нас была неплохая книга, но книга израильского автора Городецкого. Но сейчас и к самому Суворову интерес пропал. Он написал «Ледокол», а все остальное - повторение.

 clip image006

Александр Чубарьян.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

О БУДУЩЕМ УЧЕБНИКЕ

Идею создать единый учебник истории предложил президент Владимир Путин в апреле прошлого года. Для работы была создана специальная межведомственная комиссия. Эксперты обсудили, в каком ключе надо рассказывать школьникам о фактах истории. В итоге те даты и события, которые прошли обсуждение, и составили «рыбу» для будущего учебника.

В октябре комиссия представила концепцию учебника. В электронный его вариант  хотят включить ссылки на интернет-ресурсы, в том числе Википедию, добавить видео- и аудиоматериалы. Также программу по отечественной истории будут синхронизировать с курсами литературы и зарубежной истории.

Ксения КОНЮХОВА

Источник: http://www.kp.ru/daily/26209.4/3093655/

Мой комментарий:

Что мы имели, потеряли и получили взамен.

Раньше нашу страну и руководителей уважали, А после того как Горбачев и Ельцин ее предали, нас всех уже не просто не уважали, а за людей не считали и Россию, благодаря пятой колоне, в дерьмо втоптали.

Выдержка из японского фильма из истории и наша патриотическая песня, песня наших дедов и отцов.

http://www.youtube.com/watch?v=hIItjBw-sMI

 
 
Рейтинг@Mail.ru
www.cvetros.ru 2007г. Москва