Баннер
Баннер
 
 
 
 
Главная За гранью правового поля Ни мира, ни войны, ни денег
 
Ни мира, ни войны, ни денег

Ни мира, ни войны, ни денег

13.10.2016 г.    «Газета.Ru»

Какой будет жизнь в стране в ближайшие три года

011

Владимир Любаров/lubarov.ru Владимир Любаров, «Летят журавли», 1996 год. Фрагмент.

Проект бюджета на 2017–2019 годы и новые опросы общественного мнения показывают: «слухи» о стабилизации экономического положения в стране и высоком уровне доверия народа к власти сильно преувеличены. Более того, все еще высокий уровень доверия россиян к президенту, по сути, является следствием падающего доверия к государству в целом. За последний год это доверие упало практически до «докрымского уровня».

613Подготовленный Минфином проект бюджета на 2017–2019 годы фиксирует новую экономическую реальность: медленное угасание экономики с дальнейшим уменьшением или, в лучшем случае, стагнацией реальных доходов населения. Главная задача бюджета — «ночь простоять да день продержаться», хоть как-то свести концы с концами.

Бюджетные расходы, по сравнению с уровнем 2016 года, планируется сократить на 200 млрд руб. в 2017 году, и на 400 млрд руб. — в 2018 и 2019 году. Резервный фонд, вероятнее всего, будет полностью потрачен уже в следующем году. Дефицит бюджета планируется покрывать за счет резкого увеличения внутренних заимствований. Пока власти отрицают планы по повышению фискальной нагрузки, но эта тема активно обсуждается, и вероятность того, что через год или два граждане и бизнес получат какой-нибудь новый налог, весьма высока.

Главный смысл трехлетнего бюджета — отчаянные попытки уменьшить размер дефицита. В 2017 году, по проекту Минфина, он должен составить 2,74 трлн руб. (3,2% ВВП), в 2018 году — 1,99 трлн руб. (2,2% ВВП), в 2019-м — 1,14 трлн руб. (1,2% ВВП).

РЕКЛАМА

invented by Teads

При этом уже сегодня каждой третьей российской семье не хватает денег на самое необходимое.

Минувшим летом 36% домохозяйств в России столкнулись с финансовыми трудностями и не смогли осуществить необходимые платежи. Почти четверть (23%) граждан оказались не в состоянии оплатить даже ЖКХ, следует из исследования НИУ ВШЭ «Мониторинг доходов, расходов и потребления российских домохозяйств».

012

Без пяти минут безумие

«Холодная война» между Россией и США стала свершившимся фактом. Накал словесных сражений между странами в последние дни достиг абсолютно... →

Кроме того, гражданам пришлось серьезно урезать расходы на лекарства и медицинские услуги. Несмотря на то что первые подорожали заметнее, расходы россиян на медпрепараты сократились на 8%, а на медицинские услуги — на 15%. При нехватке денег на платные медицинские услуги даже самых больших оптимистов пугает запланированное в проекте бюджета серьезное — больше чем на треть — сокращение финансирования здравоохранения.

Российские власти уже даже на публику говорят не о реформах, прорывах или «удвоении ВВП», как это было в первый президентский срок Путина. Не о модернизации и создании современной инновационной экономики вместо сырьевой, как было во время президентства Медведева.

Говорят лишь о «макроэкономической стабилизации» (она же достигнутое дно) и о надеждах на маленький восстановительный рост экономики в 2017 году.

Даже традиционно оптимистичный министр экономического развития Алексей Улюкаев на инвестфоруме «Россия зовет!» заявил, что не ждет начала роста инвестиций в страну раньше второго полугодия 2017 года. При том, что инвестиции в российскую экономику стали падать еще в 2012 году, когда о войне санкций и обвале мировых цен на нефть никто и не подозревал. И с тех пор падают неизменно.

Хотя Центр стратегических разработок во главе с Кудриным и готовит проект реформ, решится на них глава государства (если вообще решится) уж точно не раньше середины 2018 года, после президентских выборов. То есть 2017 год — это год гарантированной консервации «дна». А вот после выборов могут быть пересмотрены цифры на 2018–2019 годы, но совершенно точно, что легче не будет. Реформы в экономике никогда не несут облегчения сразу, это горькое лекарство с отложенным эффектом.

Если вспомнить, с чем шел на выборы президент пять лет назад, это были обещания увеличения зарплат бюджетникам и пенсионерам, сокращение диспропорций в оплате труда между частным и государственным секторами, 25 млн новых рабочих мест к 2025 году. В 2018 году ему практически нечего предложить гражданам, кроме затягивания поясов и суровой реформации экономики. При таком подходе особенно важно наличие доверия к власти.

Но оно падает.

Россияне хотя и пытаются адаптироваться к новой реальности, она им явно не по душе.

Согласно осторожному опросу ВЦИОМ, граждане стали строже оценивать политический и экономический курсы страны. А судя по результатам опроса нового иностранного агента Левада-центра, граждане за год стали заметно меньше доверять практически всем государственным структурам и общественным институтам.

Рейтинг доверия правительству снизился почти в два раза (с 45% год назад до 26%) и оказался самым низким за последние пять лет. Доверие к Совету Федерации за год упало с 40 до 24%, к Госдуме — с 40 до 22% (на этом фоне тем более вряд ли можно оценивать итоги недавних думских выборов при рекордно низкой явке как триумф власти). Прокуратура вызывает доверие у 24% респондентов (год назад — 37%), полиция — у 24% респондентов (29%), суд — у 22% респондентов (29%). Областным органам власти симпатизируют 23% россиян (38% — год назад), местным органам власти — 22% (32%), политическим партиям — 12% (20%), церкви — 43% (53%).

Власть так долго и упорно строила перегородки между собой и населением, что между ними образовалась глубокая пропасть.

И бюджет, который сейчас обсуждается, показывает эту пропасть не менее наглядно, чем соцопросы, — он скорее спасает от разорения государство, чем его жителей.

Наибольшее доверие у россиян все еще вызывают президент, армия и органы госбезопасности. Но и рейтинг главы государства упал с 80 до 74%. Показатели возвращаются к тем, что были «до Крыма», поясняет заместитель директора Левада-центра Алексей Гражданкин.

013

«Открытый военный конфликт — вопрос времени»

России и США угрожает новая «холодная война»? Нет, она уже идет. Если эскалация напряженности пойдет теми же темпами, как после провала сентябрьского... →

По сути,

мы видим ситуацию, при которой высокий рейтинг президента вовсе не означает высокого уровня доверия государству. И даже отчасти является следствием недоверия к государству.

У нас обыденное сознание отделяет «хорошего» царя не только от плохих бояр, но и от государства как такового. В этом сознании царь становится кем-то вроде высшего защитника народа от государства. Только защищать становится все труднее — по проведенному также в сентябре 2016 года опросу Левада-центра, 80% россиян оценивают ситуацию в экономике страны как кризисную.

Разумеется, власти могут уповать на высокий пока рейтинг президента и на хроническую боязнь перемен у населения. Но проблема в том, что радикальные перемены в положении людей — причем к худшему — уже происходят явочным порядком. Ситуация выглядит тупиковой: реформ одинаково боятся и власть, и народ, но и без реформ удержать ситуацию «сытых нулевых» в экономике явно не получается. Не говоря уже о том, что даже такая «новая нормальность» выглядит зыбкой из-за возможности новых санкций против России в случае дальнейшего обострения отношений с Западом из-за Сирии.

Пока можно говорить лишь о том, что хотя благодаря рейтингу президента политическая стабильность в стране более или менее сохраняется, во всем остальном мы живем в эпоху больших перемен без реформ. И, главное, в ситуации полной непредсказуемости, от которой не защищен никто — ни народ, ни власть.

Неслучайно в проекте бюджета при сокращении трат даже на армию растут расходы на национальную безопасность.

Как справедливо подмечает политолог Екатерина Шульман, «если кто-то считает, что мы готовимся к мировой войне, то по архитектуре бюджета этого не видно. Если мы к чему-то и готовимся, то к каким-то внутренним беспорядкам. Мы собираемся чуть меньше кормить наше Министерство обороны, но побольше кормить наши спецслужбы и внутренние силовые структуры».

Беда в том, что эти структуры ничего не производят и богаче нас с вами точно не сделают. А старт экономических реформ все время откладывается по политическим причинам.

Источник: https://www.gazeta.ru/comments/2016/10/13_e_10249013.shtml

 
 
Рейтинг@Mail.ru
www.cvetros.ru 2007г. Москва